И не согнет вершины гор печаль…

                                                                                             «Без культуры нет нации,

                                                                                             а без национального менталитета и культуры

                                                                                             нация теряет свое лицо!».

 

 

Во всем мире каждый народ имеет свою индивидуальную культуру и ценности. Этим отличаем народ  самоутверждается как нация,  раскрывает глубину неповторимости своего менталитета, культуры передаваемой из века в век. У всех народов мира существуют  обычаи, традиции, законы.  Не составляют исключение  и чеченцы.

В их семьях  воспитывались и воспитываются самые благородные качества, достойные подражания. Мужество, достоинство, честь, чеченца определяются такими понятиями и категориями, как адамала, къонахалла, стогалла, майралла, доьналла, оьздангалла, нохчалла. Основой всех этих терминов  является свидетельство того, как высоко  чтят чеченцы издревле  такие понятия, как благородство менталитета.У мудреца спросили; что такое «нохчалла»? Мудрец ответил «нохчалла – это найти выдержку и терпение после того, когда выдержка и терпение кончаются». Когда человек уважает другого человека, ни в коей мере не демонстрирует своего превосходства, а также  это умение дружить, оставаться верным дружбе всю жизнь, а дружить у чеченцев означает  стать побратимым.  По сегодняшний день в научных кругах идут споры о корнях чеченского народа, множество гипотез, но определение одно - чеченцы относятся к одной из древнейших наций на нашей планете.

Чеченская республика - маленький оазис, с этнической историей  народа, уникальный по своему векоисчислению, поэтапно раскрывающему самоутверждение индивидуальности, быта, культуры и духовного наследия.

Придерживаясь этого мнения первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, восстанавливая  культуру, наследие республики стеной стоял за сохранения зодчества, мертвого города вайнахских вековых башен, во время боевых действий на территории Чеченской Республики, реликвии народа разрушались при боевых действиях и артобстрелах.Он прилагал огромные усилия для вывода чеченского народа из культурно-национального кризиса, поставив целью дать ему новую этнополитическую, этнокультурную перспективу.Самым главным фактором возрождения Чечни Ахмат Хаджи Кадыров считал реанимирование образования и культуры, осознавал, что одинаково важны и восстановление разрушенных войной объектов культуры, возрождение мечетей.

«Без культуры нет нации», – говорил Ахмат – Хаджи Кадыров. Своей твердой волей, умом и целеустремленностью он подвел  свой народ  к тому, о чем он в недалеком прошлом  и мечтать не мог. Веским и убедительным словом, принципиальностью и честностью он развеял ложь, клевету, возводимую на чеченский народ. Именно в этом для А. Кадырова и заключалась национальная идея культурного наследия.  

Сегодня мы с Вами наблюдаем, как  сын Ахмат-Хаджи Кадырова, Рамзан Ахматович по праву став приемником своего отца возрождает культуру  и фольклор чеченского народа, музеи, библиотеки, театры, концертные залы, парки, фонтаны и многое другое. Нам есть, что представлять гостям столицы и республики.

Посредством возрождение адатов чеченского народа и духовного наставления духовенства республики,   сегодняшняя молодежь  отходит  от навеянных западом  ноу-хау,  становясь чище и достойнее. Именно к этому стремился Ахмат – Хаджи Кадыров, уберечь свой народ от саморазрушения и именно в этом заключается  роль Рамзана Ахматовича Кадырова лидера своего народа.

 

 

Начальник Научного отдела  Музыкаева А.М.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 Руководитель – Начальник научного отдела Музыкаева Аминат

 

 

 

 

Есть мнение

 Имя человека- это явление

 

Сотрудниками музея Ахмат-Хаджи Кадырова изучается не только жизнь и деятельность первого Президента ЧР, его мысли о культуре и истории. Однажды Ахмат-Хаджи процитировал мудреца: «Хочешь убить народ – уничтожь его культуру…». А в другое время, в одном из своих выступлений, он произнес слова, которые сегодня мы сохранили, как одно из ярких его высказываний: «…Надо сохранить и приумножить вековое достояние своего народа…». Эти слова первого Президента ЧР звучат как наставление, как завет, о котором мы должны помнить и которому должны следовать.

    В этой связи сегодня хотелось бы поговорить об именах – одной из граней чеченской культуры, его традиций и устоев. Имена отражают в себе быт, культуру, верования, фантазию и художественное творчество народа, его исторические контакты с другими народами. Люди всегда придавали огромное значение именам. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря его имени.

Говоря другими словами, личное имя человека – это уникальное явление, сопутствующее человеческому обществу с древнейших времен. В настоящее время издается, к сожалению, не так уж много книг, брошюр, журналов, в которых  пишут о чеченских именах. При этом в одном из вышедших изданий не найти перевода с чеченского языка смысла и значения имен. Так, Н.С. Бибулатов в своей книге «Чеченские имена» (г. Грозный, 1991 г.) называет, в частности и такие имена: Сергей, Света, Соня, Фаня, Фарида, Фирада, Май, Малана, Маска, Мика, Инга, Иада, Индина, Исанетта. Но разве это чеченские имена?

Они никак не сочетаются с бытом, характером, темпераментом, нравом, психологией, да и историей чеченского народа. Вот, скажем, произнеся имя Сергей, наши мысли перекидываются в мир русского народа. Мы представляем русского парня, мужчину, но, ни в коем случае, не чеченского. И, наоборот, когда произносят, например, имя Мохьмад, никак нельзя отойти от чеченского, мусульманского образа. Иначе говоря, имя Мохьмад не дает воображению «почвы» представить русского человека…

Все знают: у всех народов, особенно кавказских, есть свои определенные имена, которые дают ребенку сразу после рождения для счастья, мира, удачи и т.д. И каждый народ дает имена, исходя из своего быта, культуры, истории и т. д. И каждый старается исторически сохранить и приумножить вековое достояние своего народа.

  Что же происходило с нашими именами?

  Каждый раз, когда менялась власть, появлялись совершенно новые и чуждые народу имена.

Так, в XIX веке чеченцы, офицеры царской армии, из верноподданнических чувств нарекали своих детей именами своих же командиров, считая их мужественными за проявляемую ими жестокость, даже палачество.

В 1843 году Орца Чермоев дал своему сыну имя «Барятинский Арсемик», а Гуданат Мурадов выдал свою дочь Медент (Медину) за начальника Аргунского округа Александра Ипполитова. Ее крестили и назвали Евгенией.

Процесс имел бурное развитие в советский период. В годы большевизма чеченские родители начали нарекать своих новорожденных детей такими именами, как Горком, Райком, Обком, Люба, Милана, Зина, Декабрист, Илона, Луиза, Аэлита и др.

Популярными были такие имена, как Зарема - «заря революции, мира». Детей также называли в честь героев-партийцев: Роза - в честь Розы Люксембург, Инесса – в честь Инессы Арманд, Клара - в честь Клары Цеткин. В этих незатейливых именах легко угадывается влияние людей существовавшего тогда коммунистического режима. Однако, к сожалению, и после падения коммунизма некоторые не вернулись к именам своего народа, и «в моду» вошли американо-европейские: Риккардо (Ричи), Риана, Илона, Марианна, Майкл, Мария, Селина, Дениза, Дарен, Дейзи, Дора…

Почему это происходит? Откуда это неуважение или пренебрежение к именам предков? Есть ли в обществе понимание того, что чужеродные имена являются одним из факторов, отдаляющих нас от собственной истории? Кроме того, из-за такого отношения к одному из достояний народа вытекает и совершенно очевидный вывод: некоторыми до сих пор не преодолен комплекс неполноценности и они стоят на пути медленной деградации. Нельзя к этому относиться спокойно. Мы обязаны беречь хранить каждую частицу истории, культуры нашего народа.

Имена людей - это так привычно. Это так неразрывно связано с нами и нашим прошлым. Поэтому  иные не видят смысла в том, чтобы их изучать. Между тем, это - сложная научная проблема. Когда детям дают имена, не имеющие ничего общего с культурой, бытом, традициями народа, это влечет за собой невосполнимые потери своего национального «я».

Многие традиционные чеченские имена незаслуженно забываются, уходят в прошлое. На сегодняшний день все реже и реже слышатся такие имена как: Бучу, Бекъиз, Бекист, Була, Бирлант, Буша, Дагман, Дасаьнка, Диша, Курбика, Нурбика, Нурсет, Мата, Сейрат, Субар, Шумист, Желиса, Заху, Хьулимат, Iумидат, Эниса, Эхера, Мусост, Малцак, Умалт, Музак, Мунка, Щоза, Руман, Руми, Румиса.

Имя - это целый мир. Так, в переводе с нашего языка имена Руман, Руми и Румиса означают «римлянин, римлянка, царственная дева».  ХIайк - армянин,арманка; Банажа – мастер-кулинар; Бана – милосердие; Пия – величие; Сурхо – воин; Iаба – довольствуйся; Дечиг – дерево; Муьст - кислый, горький; Яхита - пожелание долголетия; Олхазар - парящая птица; Iайт- удивление,восторг, второй вариант – останься; Аьрзу-орел; Барз - холм, курган; Чаборз – ча - медведь, борз-волк; ТIаус - мужское и женское имя – павлин; Ойляъ - мудрец, мыслитель, философ; Маша- паутина; Машар – мир; Маршо – свобода; Сийлар - сий - честь, лар – след; Товрат - дипломатия, мироносец, миротворец; Расул - посланник Аллаха; Йисита - пусть останется, второй вариант – йис - иней…

Есть десятки других имен, толкование которых нам непонятно. Но есть много имен, содержание которых необходимо  восполнить. Это, безусловно, огромного объема работа, и ее необходимо выполнить ради сохранения своей же истории и культуры.

Конечно, жизнь изменчива и эти изменения отражаются и на именах людей. Однако забываются и уходят в прошлое не имена, не просто  слова, используемые в качестве имен, а то, что подразумевается под этими именами. Мы обязаны передать  всю красоту и ценность чеченской культуры подрастающему поколению, чтобы не утратить связь с нашими истоками. Всю сущность истории существования народа понять невозможно, если не будет частого взгляда в прошлое.

 В своих трудах «Культура и жизнь моего народа» персидский ученый  Н.К. Дожар сказал: «Я, как ученый, и в целом народ, если он хочет идти к будущему в ногу с другими народами, то не должен выбрасывать из истории даже незначительное, ибо через годы это незначительное станет великим историческим достоянием…».

Многие, к сожалению, порой забывают эту истину и живут только сегодняшним днем. Тем самым они обкрадывают себя и сужают границы времени и пространства, в котором пребывают. Именно на эти метаморфозы неоднократно обращал внимание Ахмат-Хаджи Кадыров в своих многочисленных выступлениях. «Возрождение народа надо начинать с возрождения его культуры», - говорил он. И тот аспект, на который мы сейчас обратили внимание, относится к нашим традициям и к нашей культуре.

 

А. Музыкаева,

начальник  научного отдела

 МКС им. А. А. Кадырова.

 

Над нами время вороном кружило…

 

                     Но хочется верить, что солнце пробьется,

                                                           Сквозь черные тучи невзгод,

                                                  И гордое сердце Кадырова бьется,

                                                            Пока есть чеченский народ.

  

Историческим вехам Ахмат-Хаджи уделял особое внимание и подчёркивал, что в любой ситуации нужно сохранить культурное, духовное и историческое наследие национального менталитета.

Для «Нохчо»  культура  - моральный и духовный потенциал, стержень сохранения национальной индивидуальности.

Жерла  войн, навешиваемые ярлыки абреков, врагов народа, террористов,  веками преследуемые  чеченский народ, в целом не закреплялись, а осыпались с плеч народа, словно труха сгнившего дерева.

Сотни лет воины-чеченцы были овеяны славой отважных воинов, память о которых народ хранит в легендах и сказаниях.

 История Чеченского народа еще не знала воина, жаждущего не войны, а мира. Он ниспослан был на нашу землю с миссией миротворца, богослова. Всевышний дал нашей земле вождя, за которым встал народ, уставший от войн. В научных кругах сегодня принято говорить: новейшая история 21 века открывается с приходом Победителя, Героя России, Президента ЧР, Богослова, Миротворца Ахмат-Хаджи Кадырова.

Ахмат-Хаджи всегда подчеркивал изречение мудрецов: «Без истории нет нации». Наш с вами долг знать историю народа, быть терпимыми к другим народам. Это предаст нам не только силы, но сделает нас на ступень выше тех, кто ищет в нас врагов  и стравливает с братьями-соседями.

В 2015-м году  вся Россия будет праздновать 70-летие со дня победы над фашистской Германией. Чеченцы стояли плечом к плечу с русскими, грузинами, удмуртами, узбеками, бросались в атаку, погибали, славили подвигами свой чеченский народ.

Так было с начала Великой Отечественной войны с 1941 года по 1944 год. История, не имеющая оправданий, скрытая под грифом «совершенно секретно», имевшая название Геноцид.

Только с приходом нового демократического строя мы можем сегодня писать и говорить об этом. Если мы будем молчать, другие народы, не зная правды, о чеченцах будут читать злобные высказывания в сети интернет, порочащие наш народ, а недруги раздувать негативную информацию. Те, кто это поглощает, начнут сомневаться, искать подтверждения, забывая, что нет плохих наций, а есть  отбросы общества, как и у других народов.

 

Неопровержимые факты истории

 

1944 год. Фашистские захватчики потерпели крушение. Врага гнали с земли советской во весь опор. Сыны Отечества чеченской национальности, срочно отзывались с фронтов. Их, вместо торжеств, посвященных Освободителям, ждала ссылка.  Так, отвага и доблесть властью Советов были преданы забвению, герои стали врагами, их уделом стала работа в шахтах за паек на лесоповалах и  изнурительный труд на рытье каналов. Это был рабский труд оторванных от Родины, но гордых и непоколебимых спецпереселенцев.  

Сколько потеряно родных и близких, сколько искалеченных судеб? Но вера во Всевышнего, дух предков, и адаты народа помогли преодолеть все страдания и невзгоды.   Невосполним нанесённый  ущерб и урон историческому, культурному и духовному наследию нации.

Но сегодня хочется говорить о другом.   О народном духе, которого не смогли сломить и истребить ни царское самодержавие, ни страна Советов.                      

 Как говорил Ахмат-Хаджи, «Народ, как нация, существует  до тех пор, пока сохраняет свой язык и культуру».

 Согласитесь, чеченцы - одна из древнейших народностей, населяющих нашу землю. Выстоять, пройти тысячу испытаний и сохранить язык, культуру, веру, обычаи, традиции  до наших дней - все это является первостепенной задачей истинного чеченца. Наступило время высоких технологий, цивилизации и прогресса, и задаёшь себе вопрос, есть ли ещё хотя бы одна нация, способная пройти тернистый путь с гордо поднятой головой? Кто ещё заявил о себе на весь мир как нация, с присущими ей менталитетом и кодексом чести?

Вырвав наши корни, отняв  землю, назвав чеченцев спецпереселенцами  и бросив целый народ в вагоны для скота, наших предков везли в среднюю Азию, Казахстан и Сибирь, чтобы унизить, подчинить и сломить. Но мы выстояли, пройдя все испытания для того, чтобы заявить о себе  на весь мир.

Нам неприемлем путь войны, мы - мирные мусульмане, желающие жить в  мире прогресса и техники, служить на благо народов, соблюдая адаты, предписанные нам нашими предками. Только так нация может сохранить свой первозданный язык, быт и культуру  народа, что является основной чертой национальной принадлежности. 

 Сколько б ни кружило над нами воронье под личиной царизма, сталинизма, терроризма, чеченский народ будет идти за своими лидерами дорогой созидания. Сегодня мирное небо на земле наших предков, наш лидер - Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, достойный сын своего отца, миротворец, созидатель, последователь духовных ценностей, против войны и разрушений. За ним стоит наш народ, непокоренный, глубоко верующий и бережно сохраняющий свою индивидуальность.

 Аминат Музыкаева,

начальник научного отдела Мемориального

комплекса имени А.А.Кадырова.

 

 

 

       Путь истины.

 

 

 

 

        Жизнь  на земле противоречива - она подобна процессу, происходящему во Вселенной. Это бесконечная череда хаоса и порядка. Любая война заканчивается и наступает мир. Не успев в полной мере осознать произошедшее, как в дверь опять стучится война… Выживем ли на этот раз? Не погибнет ли народ, как погибли многие народы в истории человечества? Но каждый раз, в момент безысходности наступившего страшного ада, в небе зажигается новая яркая звезда, дающая надежду на спасение.

 

      Осенним вечером 1979 года по старинным  узким улочкам Бухары шел юный Ахмат. Удивительным и интересным казался ему этот другой  мир, в котором собирался  воплощать свою мечту познания Корана. Бухара  пленяла и очаровывала юношу. Он словно растворился в этом городе, его душа ликовала от сознания, что соприкоснулся с реликвией городов мира, где с древних времен процветает Ислам. Где как не здесь можно почерпнуть кладезь знания?

Вновь и вновь Ахмат предавался мечтам.  О том сокровенном, которое вынашивал в годы обучения в школе.  Поступить в школу богословов, стать священнослужителем и нести своему народу праведность и веру.        

  Бухара -  один из городов Узбекистана, находящийся в списках древнейших городов мира.   Бухара... Узбеки произносят это слово очень ласково и нежно:

– Бух-о-о-ро!  

Золотой оазис, золотой полумесяц в аранжировке  красно-золотистых песков. Всему миру Бухара известна еще и тем, что  в ней почти  семьсот  лет назад родился  и жил великий светоч ислама  Хаваж Багаутдин  Накшбанди, который заложил основы  идей гуманизма  и наставления людей на путь познания.

      Ахмат Кадыров поступает в одну из престижнейших заведений - медресе Мир Араб.  Медресе было построено  в 1430–1536 гг. в дар шейху Мир Арабу бухарским эмиром Убайдулаханом. Расположено медресе в древнем Шахристане в центре Бухары.

Еще с юных лет Ахмат – Хаджи  мечтал о загадочной стране. И где-то в глубине души  затаил искорку надежды попасть  в этот мир.

  Конечно же, наши деды были воистину правы, когда говорили: «Иди путем Аллаха и сделай все лучшее, чтобы сбылись мечты». Помогли Ахмат-Хаджи осуществиться его грезам почти все односельчане Ойсхара, где тогда  проживала дружная семья Кадыровых. И спасибо всем, кто помог своему земляку прикоснуться к великой сокровищнице знаний. И кто мог тогда знать, что именно этот молодой человек  в недалеком будущем станет Президентом  Чеченской Республики!  

  

        1979-1983 – эти годы великих духовных преобразований Ахмата–Хаджи.  Освоившись в медресе, познакомившись  с сокурсниками, с преподавателями Ахмат–Хаджи головой окунается в бездну знаний. Не зная счета времени, он мог ночи напролет изучать  Священное Писание, сунн и шариата.

        - Ночь, тишина, и в этой тишине он, бережно перебирая страницы священных писаний, копил бесценный опыт.  И нерушимы священные строки, как тропы, к вершинам истины, к которой  мы карабкаемся.

        Он проявлял неуемную жажду к знаниям, проявлял способности, заставлявшие богословов дивиться интеллекту юноши из Чеченской Республики. 

Ахмат-Хаджи великолепно владел арабским, узбекским и таджикским языками, занимался трудами великих  мусульманских богословов Гиждуваний, Багаутдина Накшбандий. История, география и естествознание также были его любимыми предметами. И как результат за выдающиеся успехи в учебе  Ахмату-Хаджи Кадырову  вручили диплом об окончании медресе Мир Араб  на 3 года раньше установленного срока в семь лет.

Подобного прецедента не имелось за все время существования учебного заведения. Он торопился жить. Для того, чтобы знания, приобретенные вдали от Родины, воплотить в открытие Исламского института в родном селе. Чтобы народ, который ждет более глубоких познаний величия ислама, для того, чтобы наши дети могли учиться дома, а не уезжать за тридевять земель в надежде поступить на обучение. 

Его отличали исключительное трудолюбие, исполнительность и душевная щедрость. Немалый вклад он внес  в повышение ответственности  студентов за порученное дело личным примером.  Ахмат-Хаджи пробивался  сквозь  завесы к исполнению своей мечты. Это лишь небольшой  отрывок  из жизни этого  выдающегося  человека, след которого отпечатан  историей в возрождении духовной чистоты и нравственности, чистоты помыслов и  веры.

- Личность Ахмат-Хаджи  стремительно рассекает время. Короткая жизнь дана человеку: мельканье  минут, дней, скоротечность, но если народу она отдана, удел человека - вечность. Живут имена только тех людей,  кто  их при жизни обессмертил. И если славу деяниями  он обретет, то имя его сквозь века пройдет.

Ахмат – Хаджи был, есть и останется в сердцах тех,  кто его искренне любил, ценил и уважал. Об этом выдающемся человеке все мы говорим с восхищением и  гордостью!  Его имя заполнило еще одну новую страницу истории  нашего народа…      

      Недаром корни уходят вглубь земли, разрастаются и крепнут в ней. Также и память об этом человеке будет жить в веках… 

 

 Аминат Музыкаева,

начальник научного отдела Мемориального

комплекса имени А.А.Кадырова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Орлиный полет

 Махмуд Эсамбаев.

      

     Имя Махмуда Эсамбаева, чеченца из старинного селения Старые Атаги, еще при жизни золотыми буквами вписано в историю российской и мировой культуры.

Всемирно известные балерины и балетмейстеры Галина Уланова, Игорь Моисеев, Юрий Григорович, Леонид Якобсон определили танцы Эсамбаева как танцы‑ новеллы, танцы‑ миниатюры, танцы‑ балеты.

Собирание со всего мира этих танцев, их своеобразная интерпретация и исполнение принесли славу артисту как новатору, неповторимому исполнителю. Мастерство артиста совершенствовалось в течение многих лет в результате титанического ежедневного труда: утром – репетиция у станка, вечером – спектакль или концерт.

М. А. Эсамбаев родился 15 июля 1924 года. Отец Али ‑ Султан брал его с собой на свадьбы, вечеринки, и там мальчик под одобрительные возгласы старших самозабвенно плясал. В 15 лет стоял в первом ряду первого Чечено‑ Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в 19 – танцевал в Пятигорской оперетте и во фронтовых концертных бригадах под Ростовом‑ на‑ Дону и Новочеркасском, в 20 – в Киргизском государственном академическом театре оперы и балета, будучи спецпереселенцем. Причем Махмуд за непокорность был сослан комендантом в аул, где некоторое время ему пришлось сплавлять лес по горной речке. От верной гибели его спасли поклонники и администрация родного театра.

Танцуя в Киргизском театре с 1944 по 1957 год, он получил то, чего ему не хватало. «Впервые увидев М. Эсамбаева на репетиции, – писал в своих воспоминаниях И. К. Ковтунов, главный балетмейстер театра, – я был восхищен этим бесценным самородком, редчайшим даром природы, певучестью каждой части созданного богом для танца тела». Позже он убедился и в огромном трудолюбии, целеустремленности и дисциплине этого необыкновенного юноши. Молодому артисту не хватает хореографического образования, решил он. Осваивая по ускоренному варианту теоретическую программу балетного училища, Махмуд сразу реализовал ее на практике.

Помогал ему интернациональный коллектив. Вскоре под горячие аплодисменты зрителей и на радость коллег исполнялись не только глубоко осмысленные характерные и народные танцы, но и главные партии в классических русских и других балетных спектаклях: в «Лебедином озере» – злого гения Ротбарта, «Бахчисарайском фонтане» – хана Гирея, «Спящей красавице» – Карабос, «Тарасе Бульбе» – Тараса. Играл в премьерных киргизских национальных балетных спектаклях – «Чолпон», «Анар», «Весна в Ала‑Тоо». Вот как пишет о своих впечатлениях, о спектакле «Бахчисарайский фонтан» известный режиссер театра В. Ш. Шахрай: «Вот в самом финале появился Гирей – Махмуд Эсамбаев, – и сцена оживилась высокоодаренным человеком».

Всего за 13 лет работы в театре созданы десятки незабываемых образов, в том числе в киргизских национальных балетных спектаклях. У истоков хореографического искусства этого народа, наряду с выдающейся киргизской балериной Б. Бешеналиевой, стоял и М. Эсамбаев, и его творчество вошло в золотой фонд культуры Киргизии.

К 1956‑57 годам, к моменту восстановления ЧИ АССР, пришло решение М. Эсамбаева перейти на эстрадную сцену, исполнять танцы народов мира. Для этого у него был накоплен опыт и имелись по существу безграничные технические и профессиональные возможности.

Классический танец, который превосходно освоил Эсамбаев, стоит на пяти позициях ног, служит базой для всякого сценического исполнения: будь то характерный, гротесковый или салонный танец. Умение управлять своим телом, руками, головой дает возможность двигаться свободно во всех направлениях.

Выучившись только характерным танцам, невозможно исполнять классику. И наоборот, зная классический танец, можно легко воспринять характерный, салонный и другие. Это доказано, как свидетельствует известная русская балерина и балетмейстер прошлого А. Я. Ваганова, на опыте многих лет. Именно этот багаж и, естественно, необыкновенная ли взлету творчества Эсамбаева.

Свои танцы‑новеллы он собирал не только у себя в родной Чечено‑Ингушетии, но и в Москве, Индии, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, Перу, во Франции и во многих других странах мира, где ему довелось бывать на гастролях.

Визитной карточкой, шедевром и как бы шагом в новый сказочный мир танца на новом витке жизни и творчества М. Эсамбаева, является индийский храмовый ритуальный танец стиля Бахарат Натьям «Золотой Бог», поставленный в 1957 году Элеонорой Грикуровой. Танец рассказывает о том, как, проснувшись, бог Шива зорким глазом окидывает все события, происходящие на земле Индии от восхода до захода солнца. Танцующий изображает бога солнца. Начинается танец с того, что Махмуд сидит на полу на корточках. В балете это называется полное «плие». Из этого положения необходимо медленно и плавно, как встает утром солнце из‑за края земли или расцветает цветок, незаметно для глаз подняться за полторы минуты в полный рост. В таком положении танец продолжается в течении шести минут. После этого также незаметно для глаз за полторы минуты надо уйти в первоначальное ритуальное положение. Самое сложное – правильно подняться и опуститься. Стоит ногам только чуть‑чуть задрожать или допустить едва заметное резковатое движение – моментально зазвенят чуткие колокольчики, прикрепленные к щиколоткам, и все будет испорчено. Весь танец длится 9 минут. Танец был выучен за 20 дней, хотя индийские специалисты утверждали, что меньше, чем за 8 лет, это невозможно.

Для глубокого понимания танца важно знать об исключительно интересной системе индийских условных жестов – все пластические движения подчиняются тщательно разработанным правилам, своеобразной хореографической грамматике. Различные действия, эмоции и даже понятия обозначаются точным положением и движением каждой части тела. В этом немом разговоре главная роль отведена наиболее выразительным органам человека – глазам и рукам, особенно положению пальцев, так называемым Мудра. «Мудра можно сравнить с буквами алфавита, – писал А. О. Румне, – из которых слагаются слова и фразы». Мудра являются составными частями жестов, ассоциируются с каким-нибудь представлением о предмете, чаще всего взятом в зрительном аспекте. Например, для обозначения понятия «Бык», руки принимают положение, напоминающие изгиб рогов.

В Индии 4 основных танцевальных стиля: Бхарат Натьям, Катхак, Катхакали и Манипури. Используются они в разных уголках страны, и каждый из этих стилей имеет свои темы, свою технику, свой костюм для танца. Один из самых древних и самых сложных стилей – Бхарат Натьям, названный так по имени Бхарата Муни, автора энциклопедии «Натьшастра», сохранился на юге Индии благодаря храмовым танцовщицам девадазисам, которые передавали их из поколения в поколение. Руки, глаза, голова, ноги в органическом единстве с волнующей чистотой и целеустремленностью рассказывают о чувствах и мыслях танцовщика. Своим телом, каждой мышцей танцор должен владеть в совершенстве, как йог. И это лучше, чем Раму Гопалу (манеру исполнения которого перенял наш земляк) и даже храмовым исполнительницам, удалось М. Эсамбаеву. Впервые в СССР Эсамбаев исполнил «Золотого Бога» в 1957 г. в Москве в зале им. П. И. Чайковского.

Историки искусства пишут, что на Древнем Востоке великих танцовщиков называли «многоликими». Они считались беспредельно могущественными. Чудо‑танцовщики могли пластическими средствами изобразить влажность воды, стремительность огня, свирепость льва, силу урагана. Эсамбаев подтвердил, что такие танцовщики действительно могли быть.

На Всесоюзном художественном конкурсе и Всемирном фестивале молодежи за исполнение «Золотого Бога» М. Эсамбаев был удостоен золотой медали, а за «Таджикский воинственный танец с ножами» в постановке народной артистки РСФСР Тамары Зейферт и испанский танец с кастаньетами «Булерияс» – серебряных медалей.

Где бы Махмуд Эсамбаев ни оказался, свою концертную программу он начинал чеченским (вернее, чечено‑ингушским) танцем, тем самым, подчеркивая сыновью любовь к прекрасному уголку земли, где встретил жизнь. Сам Эсамбаев стиль чеченских танцев трактовал так: «В них должны поражать не внешние трюки, вращения на коленях, не демонстрация наигранного, показного темперамента, нет, – целеустремленность, элегантность, грация, благородство осанки, совершенное владение своей пластикой». Эсамбаев как балетмейстер и блестящий исполнитель создал несколько новых типов эстрадных сюжетных чеченских танцев. Нежный и одновременно темпераментный, жизнерадостный чечено‑ингушский танец пленяет своей лиричностью. Примечательна целая танцевальная драма «Любовь к родине», которую артист сам сочинил и исполнил.

За свою многолетнюю плодотворную творческую биографию М. А. Эсамбаевым в балетных спектаклях, на эстраде, в кинофильмах: «В мире танца», «Я буду танцевать», «Лебединое озеро», «Земля Санникова» и других, посвященных ему или созданных с его участием, исполнено около 100 балетных партий, танцев‑новелл, танцев‑легенд, хореографических миниатюр.

Среди них такие шедевры, как бразильский ритуальный танец «Макумба», «Мелодии Испании», узбекский танец «Чабаненок», русский – «Эмигрант», монгольский «Орел и охотник», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин», башкирский, цыганский, которые доставляли огромную радость зрителям и кинозрителям России, СССР, и многих стран.

Чтобы понять искусство артиста, истинно народное по своей тематике и используемым пластическим краскам, необходимо внимательней посмотреть на его истоки. Эсамбаев, словно опытный врач, держал руку на пульсе космического ритма нашего времени, видел революционные, социально‑экономические, политические преобразования, процессы интернационализации духовной жизни человечества, и находил для отображения этих сложных явлений самые выразительные хореографические средства.

В то же время искусство Эсамбаева уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, в индийских танцах ритуальная пляска не отделялась от пантомимы, мимики. Эта особенность наиболее ярко выражена в хореографии античной Греции – родины европейского танцевального искусства. Воздействие танца на зрителя было огромным. Повседневная жизнь людей, гражданские ритуалы были непосредственно связаны с плясом, исполняемой самостоятельно или в сопровождении хора чтецов. В Древней Греции все от мала до велика танцевали, хорошо знали словные и естественные жесты и весь разнообразный язык танца. Величайшие мыслители страны не были исключением. По преданию этому искусству уже в зрелом возрасте научился Сократ. Философы Эсхил, Софокл не только сами танцевали, но и руководили постановками танцев в своих трагедиях. Такое всеобщее увлечение объяснялось тем, что танцы способствовали физическому и духовному восприятию. В частности, развитию чувства красоты и доброты. В творчестве М. Эсамбаева много сходного как с древними индийскими, так и античными греческими плясками.

В хореографическом искусстве Эсамбаева можно увидеть как отражение творчества современных цивилизаций, так и древних.

К великому сожалению, Трагедия Чечни приблизила смерть Махмуда Эсамбаева, который ушел из жизни 7 января 2000 года.  

Танцор ушел на 76-м году жизни.

Но наследие для человечества он оставил огромное, и чеченские танцы в этой сокровищнице на первом месте. «Представитель гордого народа, – писал Игорь Моисеев на страницах газеты «Известия» в свезя с кончиной

М. Эсамбаева, – отдавал себя служению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов. С уходом Эсамбаева мы стали беднее. Но скажем спасибо ему за то непреходящее, что он оставил в искусстве и человеческих отношений… Уход такого человека, как М. Эсмабаев, – невосполним для искусства, для культуры…»

На стыке второго и третьего тысячелетий он вобрал в свое творчество пластические культуры чуть ли не всех народов мира. В период обострения ракетно - ядерной, социально ‑ экономической, экологических и духовных катастроф, опасности гибели земной цивилизации был ярким выразителем сокровенной мечты человечества о мире, интернациональном единстве и сотрудничестве народов планеты.

О личности Эсамбаева и его творчестве будут долго помнить те, кто видел его на сцене, экране, кто знал его в жизни, будут помнить, что в нашей стране жил и творил великий чеченец, гениальный человек и легендарный актер‑ танцовщикМ. А. Эсамбаев.

 

 

 

 

Начальник научного отдела Музыкаева А.М.