Благотворительная экскурсия, приуроченная к Дню рождения Святого авлия-устаза Кунта-Хаджи Кишиева, была организована сотрудниками ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова» по выставке «Ислам – религия мира» и постоянно действующей экспозиции «Религиозный путь Ахмата-Хаджи Кадырова», где представлены зиярты и святые места устазов и авлияов.

Посетителям рассказали о жизни и деятельности авлияа Кунта-Хаджи, который родился в 1786 году в селении Исти-Су в семье Киши и Хеды.

 

Кунта-Хаджи – потомок курайшитов по ветви хашима (Абдул Муталиб, Абу-Талиб, Али, Хусайн, потомок Хусайна – Тавхид, Гирма, Амази, Имази, Акал, Шовхал, Киши, Кунта-Хаджи). В одном из своих последних хаджей провел около 4 лет и вернулся домой осенью 1861 года. Проповедовал кадарийский тарикат. Учениками Кунты-Хаджи были многие достойные шейхи, такие как Баматгири-Хаджи (Iовда) из Автуров, МаIа из Мелчхи, Юсуп-Хаджи из Махкетов, Мухаммед-Молла-Адсалам из Элистанжи, Коврнак-Хаджи из Гехи, Асандар из Гордали, Умар-Хаджи из Андов (Дагестан) и другие. Кунта-Хаджи является одним из самых почитаемых шейхов Чечни и Дагестана. Шейх Кунта-Хаджи провозглашал Исламскую религию путем чтения своих проповедей, рассказывал об аспектах истинности и справедливости, о жизни и деятельности Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников-асхабов, уверовавших в Аллаха Милостивого, Милосердного и последовавших за ним. То, что он был человеком с открытым добрым сердцем, полным глубокой богобоязненности и исполненным любви к Аллаху, доказывает и то, что целый ингушский народ принял религию Ислам, следуя учению Кунты-Хаджи. 
          Жил Кунта-Хаджи Кишиев в с. Илсхан-Юрт, на горе, сельской возвышенности. Находясь в уединении в течение 40 дней, совершал суфийский обряд халват. На этом месте его последователями построена беседка, периодически посещаемая верующими. Позже вблизи с. Гуни основал хутор, названный в его честь Хаджи-аулом. Принадлежал к бедной семье, отличался честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием.
             По преданию, еще в детстве отличался от своих сверстников тем, что часто уединялся, был не по годам задумчив, любил на плоской крыше дома своих родителей совершать круговые движения. Взрослые, замечавшие эти странности, интерпретировали это как знак выше. В возрасте семи лет, обучаясь у местных мусульманских священнослужителей, получил духовное образование. В 18 лет вместе со своими родственниками совершил свой первый хадж в Мекку. Кунта-Хаджи считается зачинателем тариката кадирийа на Северном Кавказе. До его появления на Северном Кавказе существовал только тарикат накшбандийа, распространившийся в 20-30 гг. 19 века в результате религиозной деятельности дагестанских Шейхов Мухаммада Ярагского, Джамалутдина Казикумухского, а также накшабандийского шейха Ташу-Хаджи Саясанского.
В январе 1864 года его с братом Мовсаром и ближайшими соратниками подвергают аресту. Рядом с Кунта-Хаджи в тот тяжелый момент оказались его ученики Коврнак-Хаджи (с.Гехи) и Абдусалам (с.Алхан-Юрт), Талиб (с.Старые Атаги) и Ильяс (с.Хоси-Юрт) – прапрадед Президента ЧР Рамзана Ахматовича Кадырова (Рамзан, Ахмат-Хаджи, Абдул-Хамид, Абдул-Кадыр, Ильяс). После отбывания срока, Коврнак-Хаджи побывал за границей и вернулся домой. Он – единственный, кто вернулся на родину из той ссылки. Ильяс, прапрадед Рамзана Кадырова, скончался там, на чужбине. Кунта-Хаджи и его брат Мовсар искупали его тело и похоронили там по мусульманским обычаям. Шейх купил барана, которого зарезали в честь усопшего, а жертвенное мясо раздали там же. Эту достоверную историю Коврнак-Хаджи, вернувшись, рассказал сыну Ильяса Абдул-Кадыру, дедушке первого Президента ЧР Ахмад-Хаджи Кадырова, который был известным Исламским ученым. Он проповедовал Ислам 13 лет в Илсхан-Юрте и 27 лет в с. Хоси-Юрт. Одним из его учеников является сын Устаза Байбетара-Хаджи Юсуп-Хаджи Кошкельдинский. 19 мая 1867 года связь с ним прервалась. Сегодня на месте его дома в Илсхан-Юрте стоит зиярт.
В арабографическом тексте «Тарджамат макалати аш-шейх Кунта» («речи и высказывания Кунта-шейха»), изданном в 1911 году в Петровск-Порте, определены взаимоотношения между устазом и его учениками, высказываются мысли, порицающие ложь, безнравственные поступки, осуждается безразличие к людям. По мнению шейха Кунта-Хаджи, духовное возвышение человека достижимо только через сердечную любовь к Богу, а стало быть, и к человеку. Он призывал горцев к терпению, решительно осуждал насилие, войну. Ему принадлежит высказывание «Мюрид (ученик) должен носить четки, а не оружие».
Жизнь и учение чеченского Шейха Кунта -Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно нравственной культуры чеченского народа. О нем существует много преданий, сложены «назмы» (религиозные песни), исполнение которых производит на верующего сильное эмоционально-психологическое воздействие. Изучение жизни, деятельности и учения Кунта-Хаджи, а также памяти о нем не завершено, поскольку требует все еще значительных усилий историков, религиоведов и философов. Сегодня благодаря потомку одного из верных мюридов Устаза Ильяса Рамзану Кадырову имя Шейха носят мечети, медресе, улицы, как в Чеченской Республике, так и других регионах РФ и странах мира, а также Российский Исламский университет гордо носит имя Шейха. Вирд Устаза в Чеченской Республике является объединяющим всю мусульманскую умму Северного Кавказа. Сегодняшние позитивные преобразования в Чеченской Республике, которые достигнуты Первым Президентом ЧР, Героем России А-Х. Кадыровым и Главой ЧР, Героем России Р.А. Кадыровым несомненно является в первую очередь милостью Всевышнего и баракатом Шейха Кунта-Хаджи, переданным мюридом Ильясом своим потомкам, сынам Чечни Ахмат-Хаджи и Рамзану.